Сергей Корнев (kornev) wrote in multitopium,
Сергей Корнев
kornev
multitopium

Categories:

II. ПОЛИТИКА

19. Регионализм – это борьба за гражданское самоуправление, за максимальный контроль гражданского общества над всем, что происходит в регионе. Регион и муниципалитет имеют право на прозрачную и подотчетную народу власть, все уровни которой избираются на прямых выборах. Везде, где это возможно, регион и особенно муниципалитет должны внедрять механизмы прямой демократии. Местная власть должна опасаться не «большого начальника» из федерального Центра, а нашего собственного отношения к ней. Мы должны научиться держать под контролем каждый ее шаг, каждую копейку потраченных денег. Каждый муниципальный или региональный чиновник должен чувствовать себя «под колпаком» у местного гражданского общества.

20. Смысл регионализма заключается в стремлении не к развалу, а наоборот, к усилению общенационального государства путем освобождения его от тех забот и задач, которые успешно могут быть решены на уровне региона. А также – путем подавления коррупции на региональном уровне благодаря контролю гражданского общества. Регионалисты предлагают федеральному правительству сэкономить свои усилия, сосредоточившись на таких важных функциях, как оборона, внешняя политика и строительство межрегиональной инфраструктуры, связывающей государство в единое целое. И в то же время – оставить внутренние дела регионов на попечение самих жителей регионов, что позволит сократить расходы федерального бюджета на содержание чиновничьего аппарата и на разгул коррупции, неизбежный при чрезмерной централизации.

21. Отказ от сепаратизма является не «вынужденной уступкой», а искренним стремлением регионалистов. Сепаратизм, как правило, приводит к рождению мелких национальных государств – злейшего врага регионов. Кроме того, регионам выгодно отдавать на аутсорсинг федеральной власти такие проблемы, как оборона и внешняя политика, избавляя себя от этих забот, и в то же время сохраняя за собой право жестко требовать от федеральной власти удовлетворительного решения этих задач в пределах тех сумм, которые были выделены регионами. На практике суверенные малые государства в этих аспектах все равно зависимы от крупных стран и блоков. Безопаснее быть не бесправным сателлитом чужого государства, а частью своего собственного, с возможностью влиять на общие решения через своих представителей в федеральных органах власти. Регионам выгодно быть подключенными к единому экономическому и правовому пространству большой страны; выгодно получать инвестиции и кредиты от федерального правительства; выгодно пользоваться теми преимуществами, которых оно добилось на международной арене. Регионы могут получать значительные преимущества, специализируясь в рамках национального рынка и для выполнения федерального госзаказа.

22. Регионализм – это не просто альтернатива сепаратизму, но и прививка от сепаратизма на случай неблагоприятного развития событий. В регионе, живущем в условиях самоуправления, возникает меньше поводов для агитации в пользу сепаратизма и микро-национализма. Предположим, что внешние силы захватили и разделили на части страну, где граждане и элиты привыкли к большой степени регионального самоуправления. Оккупанты здесь не смогут выступить «освободителями», не смогут предложить ничего принципиально нового региону, который в общенациональном государстве чувствовал себя достаточно свободно, пользуясь при этом всеми бонусами пребывания в составе большой страны. Граждане, привычные к самоуправлению и к контролю за региональными властями, не пойдут на поводу у предателей-сепаратистов, если таковые найдутся среди элиты. Последним придется отменить в регионе демократию и начать террор, опираясь на штыки оккупантов, что сделает сепаратистский «нацбилдинг» крайне непопулярным и непрочным. При изменении внешнеполитической конъюнктуры к лучшему, граждане самоуправляемых регионов, привыкшие сознавать свои реальные интересы, тут же воспользуются ситуацией и воссоединят единство страны.

23. Регионалистское государство лучше держит смертельный удар, чем унитарное. Последнее можно сравнить с медведем, первое – с пчелиным роем. Если разрубить топором унитарного медведя, то это будут просто куски мяса, - сами себя они «сшить обратно» не смогут, ибо не привыкли действовать самостоятельно, не имеют к тому нужных навыков и институций. Если же «разрубить», разогнать топором пчелиный рой, то пчелы потом снова соберутся вместе. Отличие самоуправляемых регионов от «кусков мяса» унитарной страны состоит в том, что у них на момент распада страны уже есть собственная воля и собственные «лапки» с «крылышками». Они дееспособны и могут стремиться к общей цели даже по отдельности. Тогда как унитарные «куски мяса» с потерей центрального управления превращаются в инертную пищу, а их жители – в дезориентированную толпу, не способную повлиять на события.

24. Принципиальные требования регионалистов к политической системе национального государства - это избираемость региональных властей самим населением регионов и соблюдение принципа субсидиарности. При условии соблюдения этих принципов, соразмерные с регионализмом формы государственного устройства не исчерпываются «федерацией» и «конфедерацией», но включают в себя и «децентрализованное унитарное государство» (пример - Испания).

25. Будучи частью крупного государства, регион не должен мириться с ситуацией, когда федеральное правительство нарушает баланс и забирает у него непропорционально большую долю налогов и ресурсов, либо вторгается в жизненно важные прерогативы регионального самоуправления. Жители региона имеют право на цивилизованный протест и восстановление компромиссного порядка вещей.

26. Существует четырнадцать сфер компетенции, где регион не может положиться ни на кого, кроме самого себя:
--- продовольственная безопасность;
--- энергетика и теплоснабжение;
--- транспортные коммуникации;
--- информационная инфраструктура;
--- природные ресурсы, экология и защита окружающей среды;
--- налогообложение;
--- контроль за крупной собственностью и антимонопольная политика;
--- поддержка местного бизнеса и привлечение инвестиций;
--- демография и миграционная политика;
--- воспитание, образование и профориентация молодежи;
--- медицина и здравоохранение;
--- социальная политика и доступное жилье;
--- охрана правопорядка и гражданская оборона;
--- региональная культура и идентичность.
Регион должен стремиться получить как можно больше прав и возможностей для контроля над этими сферами.

27. Нерв региональной политики - это региональный бюджет. Распределение бюджетных поступлений между федеральным и региональными бюджетами должно быть не долевым, а целевым. Федеральный центр должен получать от регионов ровно столько средств, сколько требуется для исполнения тех функций, которые не могут эффективно выполняться на уровне отдельного региона. Поддержка отстающих регионов в рамках федерации должна оформляться не как «милостыня», а как коммерческие инвестиции и кредиты со стороны более развитых регионов, или же путем строительства на территории бедных регионов совместно финансируемых объектов общенациональной инфраструктуры. Исключение – специальный фонд, создаваемый для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

28. Расходы регионального и муниципального бюджета – это ключевая тема внутренней политики региона. Необходимо прямое участие граждан в определении бюджетной политики региона и муниципалитета: только так можно защититься от коррупции. Образец дал миру бразильский город Порту-Алегри. Составление бюджета там начинается снизу, со списка потребностей и приоритетов, при участии представителей всех гражданских ассоциаций каждого городского района и делегатов от каждых 30 домохозяйств, избираемых соседями. Удельный вес каждой заявки соответствует проценту населения, нуждающегося в осуществлении того или иного проекта. Представители народа осуществляют надзор за выполнением и расходованием средств. На постоянной основе действуют тематические советы, определяющие долгосрочные стратегические планы развития города, а также независимая гражданская организация, которая осуществляет мониторинг расходования муниципальных средств и критику бюджетного процесса.

29. Не менее важной, чем бюджетная сфера, является для региона сфера поддержания общественного порядка и безопасности. И здесь политика регионализма также требует максимального вовлечения в решение этих задач самих жителей региона. Регионализм признает безусловное право законопослушных граждан на легальное владение огнестрельным оружием и его ношение, на вооруженную самооборону, на вооруженную защиту собственного жилища от любого незаконного посягательства. Политике регионализма соответствуют избираемые населением судьи и муниципальные шерифы, а также избираемый на прямых выборах руководитель регионального МВД.

30. Полезным было бы создание в муниципалитетах и регионах легальных вооруженных гражданских формирований по типу «народных милиций» и «национальных гвардий» в штатах США. «Региональная гвардия» окажется крайне необходимой региону в случае природных и техногенных катастроф, массовых беспорядков, а также для выявления и экстрадиции нелегальных мигрантов. С точки зрения общенациональных интересов, добровольная служба граждан послепризывного возраста в составе региональных гвардий – это удобный формат тренировки армейского резерва России. Для решения этой задачи в полном объеме, по аналогии с США, региональные гвардии могут обладать не только стрелковым оружием, но и учебными образцами тяжелой военной, включая танки, артиллерию, средства ПВО, военную авиацию и боевые корабли. Учитывая необходимость защищать необъятные просторы России при небольшой численности населения, страна крайне нуждается в милитаризации граждан, по примеру Израиля и Швейцарии. Повсеместное распространение региональных гвардий, где люди обучаются военному делу без отрыва от гражданской жизни и без ущерба для экономики, наиболее эффективное средство защитить суверенитет страны. Люди, не согласные с такой политикой, независимо от чинов и мандатов, - это зарубежная «пятая колонна», работающая на подготовку оккупации и расчленение России внешними силами.

31. В тех странах, где федеральная власть традиционно тяготеет к гиперцентрализму и криптократии, регионализм может развиваться лишь при наличии достаточного политического противовеса этим тенденциям. Таким противовесом мог бы стать специальный судебный орган («Трибунал Регионов»), который имеет право отстранять от власти любого чиновника, включая региональных губернаторов и Президента, а также распускать любой представительный орган, региональный или общенациональный, если принимаемые им постановления и законы отступают от «золотой середины» федерализма (в сторону сепаратизма или в сторону сверхцентрализации). Члены «Трибунала Регионов» могут избираться непосредственно гражданами регионов, чтобы не зависеть от федеральных или региональных властей.

32. В тех странах, где федеральная власть имеет склонность к авторитарным и силовым методам решения проблем, а также к давлению на правосудие, регионам следует дополнительно позаботиться о защите своих граждан. Законно избранные власти региона должны добиваться права налагать рамки на деятельность общенациональных и международных спецслужб на территории своего региона (запрет на арест, на проникновение в жилище, на прослушивание телефонных переговоров, на принудительную экстрадицию, на любые другие насильственные действия без санкции региональных судебных органов).

Продолжение --- К оглавлению
Tags: Принципы современного регионализма
Subscribe

  • ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛИЗМА

    Регионализм против деспотизма, сепаратизма и провинциализма В России недавно был принят закон, предусматривающий уголовное наказание за…

  • I. ФИЛОСОФИЯ

    1. Регионализм - это борьба жителей региона за улучшение своей жизненной среды во всех ее аспектах: экономическом, социальном, культурном,…

  • III. ЭКОНОМИКА

    33. Регионализм - это борьба жителей региона за повышение своего статуса в глобальном разделении труда, за наиболее перспективные и престижные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment